Независимая оценка качества работы ОУ

На заседании Общественного совета при Управлении образования администрации Воскресенского муниципального района 12 октября 2015 года было принято решение о проведении в 2015-2016 учебном году независимой оценки качества образования в отношении общеобразовательных организаций района с целью получения профиля каждой общеобразовательной организации и муниципальной системы образования в целом. В качестве оператора для сбора, обобщения и анализа информации о качестве оказания услуг привлекли к сотрудничеству лабораторию социально-педагогических измерений ГБОУ ДПО Нижегородского института развития образования.

14 октября 2015 года было проведено совещание руководителей общеобразовательных учреждений по теме «Об организации работы по оценке качества образования в общеобразовательных организациях района», на котором присутствовали специалисты лаборатории социально-педагогических измерений ГБОУ ДПО НИРО. Ими была предложена трёхмерная модель оценки, в которой соотносятся такие параметры, характеризующие качество образования, как: результаты освоения основной образовательной программы, условия её реализации и удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг.

22 октября 2015 года были заключены договоры с ГБОУ ДПО НИРО о научно-методическом сопровождении оценки качества образования в общеобразовательных организациях.

Общеобразовательные организации заполняли информационные карты качества условий образовательной деятельности школы и результативности деятельности школы.  Удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг изучалось с помощью анкетирования, которое проводили методисты и специалисты Управления образования.

В феврале 2016 года были получены результаты: обеспечена объективная оценка качества деятельности всех организаций основного и  среднего общего образования Воскресенского района с привлечением внешних независимых экспертов, выстроены обоснованные рейтинги и рэнкинги школ Воскресенского района по единой технологии оценки, произведена оценка соответствия условий образовательного процесса  государственным требованиям и стандартам в школах района, определены образовательная и социальная результативность деятельности организаций основного и среднего общего образования района, изучен уровень удовлетворенности потребителей (родителей и обучающихся) качеством образовательных услуг.

29  февраля 2016 года был проведен заключительный семинар по итогам оценки ОО. Наиболее высокие результаты были достигнуты по третьему направлению оценки – «Удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг». В различных школах уровень удовлетворенности находится в диапазоне  от 86 %  до 100 %. Общая результативность школ находится в диапазоне от 62 % до 100 %, в пяти школах уровень результативности превышает 80 %. Оценка качества условий организации образовательного процесса немного ниже, чем оценки по двум предыдущим направлениям: от 71 % до 96 %, в девяти школах оценки по данному направлению превышают 80 %.

Был выстроен профиль каждой образовательной организации и профиль района в целом.

Рэнкинг образовательных организаций Воскресенского района

Образовательная организация

Результативность деятельности ОО

Условия реализации образовательного процесса

Удовлетворенность потребителей качеством образования

Типовой кластер

(норматив = 80%)

МОУ Воскресенская СШ

92%

89%

89%

«Успешная школа»

МОУ Благовещенская СШ

100 %

93%

92%

Филиал МОУ Богородской СШ Егоровская ОШ

85%

82%

100%

МОУ Галибихинская СШ

88%

85%

100%

МОУ Глуховская СШ

85%

96%

100%

МОУ Владимирская СШ

68%

84%

92%

«Социально-ориентированная школа»

МОУ Воздвиженская СШ

69%

93%

86%

МОУ Богородская СШ

77%

84%

97%

МОУ Задворковская СШ

73%

82%

94%

МОУ Староустинская ОШ

70%

80%

100%

Филиал МОУ Богородской СШ Нестиарская ОШ

75%

71%

92%

«Школа завышенного имиджа»

МОУ Большепольская ОШ

75%

75%

100%

Филиал Глуховской СШ Елдежская ОШ

75%

75%

92%

В Воскресенском районе 5 общеобразовательных организаций отнесены к кластеру «успешная школа». Результаты оценки достигли 80 % и выше по всем трем параметрам: по качеству условий, по результативности и по степени удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг.

5 школ, в которых при качественных условиях организации образовательного процесса и высоком уровне удовлетворенности  потребителей недостаточная результативность, признаны «социально-ориентированными».

3 школы отнесены к кластеру «школа завышенного имиджа». Это самая сложная для оценки категория школ, степень доверия потребителей в этих школах очень высокая, но результаты и условия организации образовательного процесса не достигают необходимого уровня 80%. Эти школы наиболее удалены от районного центра, финансируются по отдельному нормативу, не зависящему от числа обучающихся.

В любом случае необходимо говорить о завышенной оценке потребителями деятельности общеобразовательных школ района. Можно предположить, что ключевой фактор, который повлиял на формирование этой завышенной оценки - уровень образования родителей. В Воскресенском районе 43 % родителей, участвующих в опросе, имеют среднее специальное образование и 16 % среднее, с высшим образованием только  31 %, это достаточно низкий уровень. Второй фактор, который мог повлиять на завышенную оценку  потребителями качества образовательных услуг - тревожные настроения части общества по поводу возможной оптимизации сети образовательных организаций в сельских районах. И еще один фактор - отсутствие у родителей, проживающих в отдаленных населенных пунктах, возможности выбора образовательной организации.

В результате независимой оценки качества деятельности школ получена информационная основа для принятия управленческих решений по развитию образовательной системы муниципального района и каждой образовательной организации. Подводя итоги, независимые эксперты признали, что в Воскресенском районе здоровая образовательная система, следует поработать над обозначенными отдельными дефицитами, например, такими как:

1.    Необходима программа обновления кадров. Только в 3 школах района можно говорить о выполнении «Дорожной карты» по показателю «Процент учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей образовательной организации» (20%  - плановое значение на 2015 год в «Дорожной карте Нижегородской области»). В остальных школах показатель ниже.

2.    Качество доступа к сети Интернет далеко не везде обеспечивает решение образовательных задач на современном уровне.

3.    Шире применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, они есть только в трех школах района.

4.     В ряде школ необходимо усилить режим безопасности. В 9 школах  нет видеонаблюдения, хотя его применение может, как предупредить нарушения общественного порядка на территории образовательной организации, так и помочь в устранении последствий возможных нарушений.

Таким образом, создан информационный ресурс, проведена оценка деятельности образовательных организаций. Школы проанализировали полученные результаты и определили пути решения обозначенных проблем.

 

Протоколы заседаний Общественного совета

1 Протокол №3 от 12 октября 2015 г.

2. Протокол №4 от 26 февраля 2016 г.